Новости

Белорусские мебельщики в 2015 году сделают акцент на диверсификации рынков сбыта

Белорусская мебель - своеобразная визитная карточка республики в ближнем и дальнем зарубежье. Отечественные мебельщики конкурируют со всемирно известными производителями Италии, Германии, Польши, но останавливаться на достигнутом не собираются.

В декабре 2014 года концерн "Беллесбумпром" утвердил Программу развития мебельного производства на период до 2020 года, где детально прописаны перспективные мероприятия и ожидаемые результаты. Об изменениях, которые должны произойти в белорусской мебельной отрасли за пятилетку, корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель председателя концерна Дмитрий Лизура.

- Как ослабление курса российского рубля в 2014 году сказалось на рентабельности белорусских мебельных предприятий, значительная часть продукции которых экспортируется в Россию?

- Существенные колебания курса российского рубля как основной валюты, используемой в расчетах с российскими покупателями, привели к ощутимым потерям в экспортной выручке. За 11 месяцев 2013 года на российский рынок предприятиями концерна отгружена мебель на $169,7 млн, за аналогичный период 2014 года - на $165,3 млн. Одно из мощных мебельных предприятий концерна - ЗАО "Холдинговая компания "Пинскдрев" за 11 месяцев 2014 года поставило на российский рынок мебели на $30,6 млн. При этом темп роста экспорта к соответствующему периоду 2013 года составил в российских рублях 108,7%, а в долларах - только 92,6%. Схожая ситуация еще с одним крупным предприятием - ЗАО "Молодечномебель". Темп роста экспорта в российских рублях оказался 107%, в долларах - 91,6%.

Идти по пути увеличения экспортных цен в российских рублях соразмерно колебаниям курсов валют не позволяла жесткая конкуренция. В этой связи предприятиям концерна приходилось держать цены на уровне российских производителей. Конечно, в создавшихся условиях произошло вымывание оборотных средств предприятий, эффективность хозяйственной деятельности снизилась, зато им удалось сохранить свои позиции на рынке.

- Какие выводы руководство концерна извлекло из сложностей, наступивших в связи с ситуацией на российском рынке? Планируется ли корректировать экспортную политику в 2015 году?

- В ближайшие годы мы будем стремиться к максимальной диверсификации рынков, наращиванию экспорта в страны дальнего зарубежья. В частности, активная работа будет вестись по освоению и наращиванию экспорта на рынки стран Европы и Азии.

Впрочем, не сбросим со счетов и российский мебельный рынок. В 2013 году объем производства российских мебельщиков снизился более чем на 8% по сравнению с 2012 годом. При этом, по оценкам экспертов, в 2014-2017 годах ожидается постепенное увеличение емкости российского мебельного рынка как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Однако основным драйвером роста станут импортные поставки мебели. В последние годы первое место по продажам импортной продукции на российском рынке принадлежит Италии, за ней следуют Китай и Польша. Пользуется спросом и белорусская мебель.

- Емкость интернет-рынка с каждым годом растет. Когда белорусские мебельщики начнут использовать ресурсы всемирной паутины для продажи продукции в другие страны?

- К возможности организовать продажи мебельной продукции через интернет мы присматривались давно. Сегодня некоторые предприятия отрасли уже имеют собственные интернет-магазины и отмечают их высокую эффективность. Планируется, что интернет-торговля станет одним из важнейших способов реализации мебельной продукции за рубежом в 2016-2020 годах.

Такой способ продаж является, с одной стороны, наиболее эффективным и менее затратным (есть возможность оперативно рассчитываться за продукцию, не брать в аренду и не приобретать торговые площади в собственность). С другой стороны, освоение нового рынка сбыта требует изрядной подготовки. Производители должны будут провести работу по расширению дилерской базы, устранить возможные сложности в расчетах между белорусскими предприятиями-производителями и покупателями за рубежом, научиться рассчитывать уровень транспортных расходов после определения местонахождения интернет-покупателя, оптимизировать логистику и т.д.

Впрочем, параллельно мы прорабатываем механизм продаж в интернете через зарубежные представительства и дилеров за рубежом. Это может облегчить сбыт продукции, сделает процесс реализации более мобильным.

- В последние годы заметна тенденция к оптимизации производств: объединение их в холдинги или, наоборот, разделение по функциям. Изменится ли число мебельных предприятий концерна?

- Сокращения или открытия новых производств пока не планируется. Мы ожидаем, что имеющихся внутренних резервов предприятий концерна с учетом результатов модернизации будет достаточно для достижения поставленных задач.

В то же время наиболее перспективным концерн считает создание небольших мебельных производств, ориентированных на индивидуальные запросы потребителей (встраиваемая мебель, мебельная продукция под разработанные индивидуальные дизайн-проекты и т.д.). Примером может служить опыт Польши, где из 23,5 тыс. мебельных компаний 21 тыс. имеет численность до 10 человек (малый бизнес). В Беларуси действуют в основном крупные мебельные предприятия, на которых работает по нескольку сотен человек.

- В соответствии с программой развития мебельного производства предприятия концерна должны увеличить объем производства мебели к 2020 году на 50% к уровню 2013 года. Не скажется ли это на качестве?

- Разрабатывая программу, мы придерживались правила золотого сечения, когда равные усилия должны быть направлены на пять основных целевых ориентиров. Это увеличение объемов производства, обеспечение конкурентоспособности, снижение уровня материалоемкости продукции и ее импортоемкости, повышение удельного веса новых изделий в общем объеме изготавливаемой мебели.

Требование наращивать объемы производства для предприятий концерна - не новшество, а актуализированная закономерность. С 2007 года в отрасли идет масштабная модернизация, благодаря которой вводятся в эксплуатацию новые линии и производства. Техперевооружение находится на завершающей стадии, и введенные в строй производства постепенно выходят на проектную мощность. С учетом результатов модернизации объем выпущенной предприятиями концерна продукции увеличился с $267 млн в 2010 году до $309 млн в 2014 году.

Если брать наращивание конкурентных преимуществ, то основным направлением развития производства мебели является обновление производств, внедрение новых эффективных и экономичных ресурсосберегающих технологий. Исходя из тенденций в области конструкционных материалов, можно сказать, что в ближайшие годы сохранят свои приоритетные позиции на мировом мебельном рынке древесные плиты (ДСП и МДФ), увеличится применение гнутоклееных заготовок в производстве различных видов мебели, шире будут использоваться щитовые детали с бумажным сотовым заполнением при изготовлении крупногабаритных шкафов, столешниц, стеллажных изделий. Все эти элементы сегодня активно используются в белорусской мебели.

Что касается снижения уровня материалоемкости мебельной продукции: в Беларуси будет расширяться производство древесно-волокнистых плит средней плотности (МДФ). Планируется, что эти плиты будут активно применять взамен ДСП и натуральной древесины для производства фасадов, особенно профильных. Использование МДФ в качестве альтернативы натуральной древесине позволит заметно снизить затраты на производство.

Ожидается, что импортоемкость мебельной продукции будет снижаться прежде всего за счет выпуска предприятиями концерна собственных древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, а также фанеры. Это позволит нам снизить затраты производства и сэкономить валютные средства.

Если говорить о повышении удельного веса новой продукции в общем объеме отгружаемой мебели, то в 2016-2020 годы при производстве мебели будет сделан упор на стимулирование развития высокотехнологичных производств, в том числе направленных на углубленную переработку древесины. Приоритетным является внедрение и использование новых и передовых технологий, мировых стандартов качества и защиты окружающей среды. Будет вестись работа по повышению инновационной активности и восприимчивости предприятий к изменениям на рынках.

- Какими, на ваш взгляд, окажутся результаты исполнения мероприятий программы?

- Мы рассчитываем увеличить за счет реализации программы объем производства мебели и, соответственно, валовой добавленной стоимости на одного работающего. Планируем обеспечить рентабельность продаж на уровне 10-15% в условиях сдержанного роста цен на мебельную продукцию. Объем экспорта должен возрасти на 20-25%. Мероприятия по расширению товаропроводящей сети, внедрение в производство новых технологий, обновление моделей мебели позволят нашим предприятиям уверенно конкурировать с другими производителями не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.

Мария ДМИТРИЕВА,

Оригинальный источник: Белта

Беларусь ввела лицензирование импорта отдельных видов ДСП Новогодняя игра "Что? Где? Когда?"